Социально-психологическая адаптация личности

«Социально-психологическая адаптация — это процесс приобрете­ния людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функция­ми... При этом под статусом "социальной личности" понимается положение личности в системе межличностных отношений, опреде­ляющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус» (Крысько, 2001, с. 11, 526).

Социальная адаптация является одной из наиболее важных функций социальной психики (объекта социальной психологии). «Социальная психика способна приводить индивидуальное созна­ние в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. По существу — это особое обучение. Известно, что всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достиже­ние социальных..-*! индивидуальных целей. Социальная психика об­легчает взаимное приспособление людей и создает условия для адаптации личности к определенным образцам поведения» (Руден-ский, 1998, с. 23).

В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними усло­виями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышает­ся адаптированность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме. Адаптированность может быть: внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных изменениях среды (в этом слу­чае и внешние формы поведения, и деятельность человека видоиз­меняются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущи­ми извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности); внешней (поведенческой, приспособитель-ской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности); смешан­ной, при которой личность частично изменяется и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я» и самостоятельность.


96


Раздел II. Социальная психология личности


Социализация личности 97



Противоположная адаптированности характеристика — дезадап­тированность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуа­тивная дезадаптированность, характеризующаяся отсутствием у лич­ности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет уме­ния адаптироваться; временная дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порож­дающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дез­адаптированность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознатель­ные патологические защитные механизмы психики.

Таким образом, социально-психологическая адаптация выступа­ет и как средство защиты личности, с помощью которого ослабля­ются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспо­койство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных от­ношений, особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда лич­ность овладевает механизмами психологической защиты, осознанно их использует в соответствии с ситуацией, это повышает адаптив­ный потенциал, способствует успешности социально-психологиче­ской адаптации. Если же защитные механизмы человеком использу­ются неосознанно, они играют деструктивную роль в развитии пси­хики, так как избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.

Представители разных психологических направлений и школ выделяли различные защитные механизмы. Сам термин «защитные механизмы»,был введен психоаналитиками, под этим понятием они подразумевали совокупность, бессознательных приемов, с помощью которых психика защищает себя от травм и разрушения. Так, Фрейд описал следующие защитные механизмы: вытеснение, отрицание, рационализацию, инверсию или противодействие, проекцию, заме­щение, изоляцию, регрессию. Представитель гештальтпсихологии Перлз выделил слияние, ретрофлексию, интроекцию, проекцию (зеркальную, дополнительную и проекцию катарсиса). Один из ли­деров гуманистической психологии К. Р. Роджерс предложил рас­сматривать такие защитные механизмы, как искажение восприятия и отрицание (Столяренко, 1999).


Помимо психологической защиты, к функциям социаль­но-психологической адаптации можно отнести: «достижение опти­мального равновесия в динамичной системе "личность — социаль­ная среда"; максимальное проявление и развитие творческих воз­можностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношений; форми­рование эмоционально-комфортных позиций личности; самопо­знание и самокоррекцию; повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллекти­ва; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья» (Крысько, 2001, с. 12). Соот­ветственно «главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореа­лизации, развитии способностей для успешного осуществления по­ставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гу­манистического смысла и становится инструментом психологиче­ского насилия, направленного не на личностный рост и не на дос­тижение единственной -в своем роде индивидуальности, а на ниве­лировку "Я"» (там'-же, с. 628).

В связи с этим отечественные психологи описывают два типа социально-психологической адаптации: прогрессивную и регрес­сивную. В ходе прогрессивной адаптации достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и общества — с другой. Регрессивная адаптация формальная, не отвечает ни инте­ресам общества, ни развитию социальной группы, ни самой лич­ности. Часто регрессивную адаптацию обозначают как конформ­ную, основанную на внешнем, формальном принятии человеком групповых норм и ценностей. В этом случае личность лишает себя возможности проявить свои творческие способности и не может полностью самореализоваться. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, в. то время как использование конформистской стратегии формирует у человека склонность к систематическим ошибкам поведения, на­рушению норм. Когда член общества не может оправдать предъяв­ляемые ему ожидания, это приводит к созданию новых проблем­ных ситуаций, для выхода из которых необходимы все те же адап­тивные способности.

По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной (по желанию человека) или при­нудительной (причиняющей ущерб, деформирующей личность).


4 - 8765 Соснин


98 Раздел II. Социальная психология личности

Наряду с термином «адаптация» в социальной психологии исполь­зуется термин «переадаптация» — «процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и дея­тельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на се­мейную» (Крысько, 2001, с. 13). «Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержа­нию, способам и средствам реализации либо изменяются в значи­тельной степени. При переадаптации личность может нуждаться в | реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности. Так, например, переход человека из граж-данских, мирных условий его жизнедеятельности к военным! обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптаци­ей его психики. При возвращении к мирной жизни у таких воен­нослужащих происходит их реадаптация и нередко с серьезными психологическими последствиями. Если переадаптация по ка­ким-то причинам невозможна, то происходит дезадаптация лично­сти» (там же, с. 14).

Итак, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация является процессом, который происходит при изменении условий социальной среды и связан с коррекцией, достройкой, де­формированием, частичной перестройкой отдельных функциональ­ных систем психики либо личности в целом.

Особое значение в социализации личности играет историческое развитие общества, государства, групп людей, к которым она при­надлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества 1 предъявляет и определенные требования к личности. В стабильные' периоды общественного развития более социально адаптированны­ми к окружающей действительности оказались люди с преобладани­ем ориентации на групповые ценности, в то время как в перелом­ные, кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, "те, у кого одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой — люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, прису­щие стабильному этапу развития социума. В условиях общественно­го кризиса доминирование последнего из- указанных типов лично­стей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (на­циональной, возрастной, профессиональной, территориальной и т. п.) социальной группы.

V


99

Социализация личности

Социализацию можно рассматривать как типичный и как еди­ничный процесс. «Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних дан­ных, степени конформности, коммуникабельности личности, инди­видуального уровня идентичности, то есть стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уни­кального и др.» (Крысько, 2001, с. 482). «Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этниче­ских и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих соци­альных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, од­них и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнес­мена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хрониче­ских больных, инвалидах. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынуж­денной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре» (там же, с. 525).

В качестве двух основных структурных компонентов социализа­ции отечественные психологи выделяют ее содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособле­нии к негативному опыту) и широту, т. е. количество сфер, в кото­рых личность смогла в достаточной мере адаптироваться, выйти на уровень субъекта характерных для них общественных отношений.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических, правовых, эко­номических, культурных, религиозных и т. д.), с другой — отноше­нием индивида ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуа­ции, в которой она действует: материальных условий, ее принад­лежности к конкретным социальным группам, социального статуса и характера взаимодействия с другими людьми.

Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармо­ничной является личность, оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна толь­ко в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государ­стве, по мнению Э. Фромма, дело обстоит иначе. Здесь часто на­блюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм,


100 Раздел II. Социальная психология личности


Социализация личности 101



деструкция и конформизм. Мазохизм — это стремление к подчи­нению, отказ от своего «Я», как бы слияние его с другим челове­ком или социальной группой, т. е. это своеобразное бегство от свободы, вызванное страхом одиночества и ответственности. Под садизмом в данном случае понимается постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти; эксплуатация и запугивание окружающих. Деструкция как спосбб социализации заключается в избавлении человека от ощу­щения собственного бессилия посредством насильственного разру­шения окружающего мира, в частности конкретных социальных институтов. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ индивида от собственного «Я» и его превращение в человека тол­пы («извне ориентированная личность»), автоматически следующе­го за большинством, мыслящего и действующего «как все». Таким людям свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие ин­дивидуальности, манипулируемость, консерватизм, преобладание потребительской ориентации, социальная пассивность.

По мнению многих отечественных психологов, важнейшей за­кономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций — типизации и индивидуализации. Тенденции эти по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития личности, в отношении тех или иных форм развития и у различных индивидов. Многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств и т. п. служат примерами первой тенденции. Примерами другой являются накоп­ление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ро­лям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции личности.

Любой процесс развития человека, в том числе и социально­го, — это процесс его индивидуального развития в рамках, в кон­тексте, в условиях общества, социальной группы, социальных кон­тактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерно­стей (Социальная психология личности, 1979).


Контрольные вопросы

1. Что понимается под социализацией личности в социальной психологии?

2. Какую сторону социализации принято называть психологической сто­роной, а какую — социально-психологической?

3. Перечислите основные факторы, влияющие на протекание процесса социализации.

4. Перечислите основные общественные институты социализации (в том числе формальные и неформальные).

5. Назовите основные проблемы социализации, которые больше всего интересуют социальных психологов.

6. Какие возрастные периоды выделяются в процессе социализации оте­чественными социальными психологами?

7. На какие стадии разделен процесс формирования личности Э. Эрик-соном?

8. В чем состоит суть социально-психологической адаптации личности?

9. Какую роль играет социально-психологическая адаптация в социаль­ной жизни, деятельности, общении человека?

10. В чем проявляется дезадаптированность личности?

11. Назовите основные защитные механизмы личности, выделенные пси­хологами.

12. Что понимается под термином «регрессивная социально-психологиче­ская адаптация»?

13. Какие виды социализации описаны Э. Фроммом?

14. В чем заключается, по мнению отечественных психологов, важнейшая закономерность социального развития личности?

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Берне Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

6. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

8. Крысько В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.: АСТ, 2001.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,

1975.


102 Раздел П. Социальная психология личности

10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиз­дат, 1982.

11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1 98'6.

12. Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1982.

13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запо­рожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

14.; Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

15. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестома­тия. СПб.: Питер, 2000.

16. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

17. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Ан-цыферова. М.: Наука, 1981.

18. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. Общ. ред. А. М. Фонаре-ва. М.: Прогресс, 1987.

19. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журав­лев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

21. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

N


Раздел III

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Глава 3.1. Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции

Категория «общение» является одной из центральных в психологи­ческой науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятен, если дать одно из определений межлич­ностного общения: это специфическое межличностное взаимодей­ствие людей как членов общества, представителей определенных со­циальных групп, направленное на взаимное познание, на установ­ление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совмест­ной деятельности. Общение является важной составной частью со­циального бытия человека как общественного существа, человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении — одна из базовых потребностей общественного индиви­да. Объективная необходимость общения как условия существова­ния человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей.

За последние 20—25 лет изучение проблемы общения стало од­ним из ведущих направлений исследований в психологической нау­ке в целом и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, определившейся в социальной психо­логии в последние два десятилетия.


104


Раздел III. Психология межличностного взаимодействия


Психология общения: основные понятия, ...


105



3.1.1. Категория общения в психологической науке

Общение так же, как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического иссле­дования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специ­фически психологического аспекта этой категории (Ломов, 1999). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является прин­ципиальным. Генетической основой общения является материаль­ная деятельность. Возникнув на ее основе, общение превращается в самостоятельный социальный фактор, особую социальную форму активности индивида, предметом которой являются отношения с другими людьми.

Одним из методологических принципов раскрытия этой взаи­мосвязи является идея единства общения и деятельности (Андрее­ва, 2000). Исходя из этого принципа общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, представляю­щая собой специфические формы совместной деятельности лю­дей, т. е. общение рассматривается как форма совместной дея­тельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимает­ся как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А.Н.Леонтьев, 1985). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Ле­онтьев, 1975).

Выделение общения как специфической формы социальной ак­тивности, в отличие от деятельности как таковой, связано с тем, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельно­сти сторонники деятельностного подхода в основу ее определений и категориально-понятийного аппарата кладут отношения «субъект — объект(ы)», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки собственно категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека — отношений «субъект — субъект(ы)»,

Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа об­щения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1999) и его


сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее резуль­тат не только (и не столько) преобразованный предмет (материаль­ный или идеальный), а бтношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект — субъ­екты)».

Основой общения являются материальные, групповые, социаль^ но-ролевые отношения. Межличностное общение — это проявле­ние, способ существования общественных отношений, их «персони­фикация» и «личностная форма» (Буева, 1978). Общение может быть включено в деятельность (труд, учение, игра) либо определять-, ся самой потребностью в общении как таковой; может быть непо­средственным, т. е. осуществляться «лицом к лицу», либо опосредо­ванным различными системами коммуникации; вербальным либо невербалытым; социально либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средст­ва (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистика, физическая дистанция и т. д.).

В целом теоретическая и экспериментальная разработка прин­ципа общения в отечественной социальной психологии представле­на в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в рабо­тах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Брушлинского, В.А.Поли­карпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее из­вестные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологи­ческой науке.

Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть та­кую форму взаимодействия субъектов, которая изначально моти­вируется их стремлением выявить психические качества друг дру­га, ,и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подра­зумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено обшей цели — решению конкретной задачи» (Знаков, 1994).


106 Раздел III. Психология межличностного взаимодействия


Психология общения: основные понятия, ..


107



3052197584915238.html
3052241756591985.html
    PR.RU™